Судя по дошедшим до нас описаниям, музыка оперы-оратории Виральдини «Ликующая Руфь» являла собой образец художественной целостности. От первых до последних звуков она была объединена в интонационном отношении, а ее центральные образы устремлены в развитии к музыкальной кульминации финала. Эта лирико-драматическая ориентальная опера-оратория начиналась с весьма короткой увертюры-интродукции, исполняемой удвоенным составом оркестра без использования органа (орган вступал чуть позже). При чисто формальном подходе в этом можно узнать традиции Пассионов Телемана. Современниками Виральдини отмечалась экспрессивность мелодики, интонационно близкой к итальянской «арии жалобы», и хрупкие, красочные, чарующие гармонии — с первых звуков оратории слушатель погружался в атмосферу подлинной Библейской истории и одновременно — лирико-патетического излияния. Прозрачное равномерное движение, вызывающее ассоциации с сарабандой, было проникнуто «минорным» настроением печали — медленными танцевальными движениями с элементами фугато.
В тональности увертюры-интродукции звучит и знаменитая ария Руфи с Хором «Ci sara...» («Так будет...» — ит.) — единственный дошедший до нас фрагмент оратории, принадлежность которого перу Виральдини не вызывает сомнений. Эта ария необычайно красива и выразительна. Гармонически она выдержана в светлых мажорных, даже триумфальных тонах, а мелодически преемственно связана с итальянской оперной ариозностью. Однако в мелодии арии Руфи нет той закругленной напевности, которая столь присуща классическим итальянским ариям. Ее интонации прерывисты и декламационны. Хор в данном случае представляет собой как бы ответ высших, Небесных Сил, на монолог Руфи, обращенный к своей свекрови. При этом Руфь, естественно, не может слышать реакцию Небесных Сил, но остро чувствует ее. Отсюда возникает некоторая «обратная зависимость» — хор повторяет ключевые фразы, сказанные Руфью. Виральдини, по всей видимости, сознательно прибегнул к динамическому и гармоническому противопоставлению Руфи и хора, как носителей, с одной стороны, идеи сугубо земного существования, с другой — некой высшей небесной сущности, тем не менее пронизывающей все происходящее на земле.
Поток строгой, местами ограниченной мелодики сопранового соло усиливается гомофонно-гармоническими последовательностями хоровых вкраплений (хоровое фугато встречается единожды и в качестве драматургической детали). Данный принцип мог быть подсказан ранними ораториями Генделя, но вызывает он совсем иные ассоциации. Этому весьма способствует применение минорных терцовых ходов сразу после просветленного исходно-мажорного звучания — приема не очень широко распространенного в итальянской музыке того времени.
Рассматривая нами C-dur'ная ария с хором является классическим образцом той последовательной гармонической гомофонии, которая сложилась у Виральдини под влиянием итальянской народной музыки северных регионов Италии — с ее «коллективным» началом и лаконичными ритмами, с насыщенной гармонической фактурой, очищенной при этом от всех полифонических подголосков, с подчеркнутой расчлененностью структуры. Даже специально обыгрываемый Виральдини «светотеневой» прием (чередование сольных и хоровых реплик, forte и piano, высокого и среднего регистров…), как и последовательно выраженный эффект «монолога с комментариями» — все указывает именно на итальянское происхождение.
Можно было бы сказать, что этот прием частично заимствован из духовных сочинений Скарлатти если бы не один важный штрих. Как ни точно воспроизведена ритмическая и гармоническая структуры некоторых сочинений Скарлатти, написанных им специально для богослужений, музыка Виральдини пронизана ритмоинтонациями итальянского или точнее — венетийского (области Veneto) фольклора. Многократно повторяемый характерный гармонический ход C-dur -> E-moll (практически неиспользуемый в те годы ни в общепринятых музыкальных традициях континентальной Европы, ни в Англии), модальные обороты и неожиданные переходы из мажора в параллельный минор также итальянского фольклорного происхождения придают всей арии пикантный средиземноморский изыск.
При всей близости к «церковно-этническому» стилю хоровые фрагменты в арии Руфи с хором несут в себе не только декоративное начало — одновременно они выполняют и важные драматургические функции. С одной стороны они выступают как объединяющий фактор между образами мира земного и мира Небесного. С другой — раскрывают и подчеркивают центральные моменты драматургической концепции всей оперы-оратории, подхватывая и продолжая музыкальную партию главной героини, как бы комментируя ее высказывания в манере хора древнегреческой трагедии. Воля, энергия, вера и надежда ясно слышатся в музыке этой арии, построенной на типичных патетических интонациях из арсенала итальянской оперы (восходящая мелодика основной темы «Ci sara…», неизменный ритм в четырехдольной схеме и т.п.)
Судя по дошедшим до нас описаниям и разрозненным фрагментам, хоровых эпизодов в «Руфи» было чрезвычайно много. Хоровое начало пронизывает музыкально драматическое развитие и образует как бы второй драматический план оперы-оратории.
Литературным соавтором Виральдини в «Ликующей Руфи» был прославленный в свое время стихотворец Андреа Маринетти. Маринетти имел титул «лауреата» и по крайней мере одно его произведение пользовалось популярностью вплоть до XIX столетия — стихотворная переработка знаменитого 70-го Псалма «Не отвержи меня во время старости».
Источник: А. И. Орлов-Сокольский «Антонио Доменико Виральдини. Жизнь и орчество» «Музична Украiна», Киев, 1993 г.
|